Зависть – Психология о А до Я

Зависть

Зависть

«Зависть – злобное чувство, что
другой человек обладает и наслаждается чем-то желаемым, завистливый
импульс направлен на то, чтобы отобрать или испортить это. Зависть
подразумевает отношение субъекта, только к одному человеку и
исходит из ранних отношений с матерью».
Мелани Кляйн «Зависть и
благодарность»
Зависть, чувство знакомое каждому человеку. Кого-то она
сопровождает на всём пути жизни. Кто-то её отрицает и утверждает,
что не завистлив. Другие разделяют на «черную» и «белую», маскируя
её разрушительные качества. Как бы там ни было, но о ней говорили с
давних времён. Она считается одним из смертных грехов и порицается
обществом. О ней и поэты не умалчивали.
Д. Мильтон в «Потерянном рае» пишет о завистливом сатане к
богу. Д. Чосер в «Сказках о Парсопсах» говорит: «Несомненно –
зависть самый худший из грехов; поскольку остальные грехи – это
грехи, против какой то одной добродетели, в то время как зависть,
против всего хорошего». С. Брант «Корабль дураков. О зависти и
злобе»:
«В словах «твой», «мой» находим
завязь
Того плода чьё имя Зависть.
Хуля моё, ты им прельщён,
Чем я конечно возмущен»
Но откуда она берёт своё начало? Опираясь на психоанализ
взрослых людей, считается с младенчества. В первое время она
направленна непосредственно на материнскую грудь. Она хранительница
жизни. В ней есть то, что необходимо ребенку. Он завидует её
содержимому и хочет этим обладать. Потом зависть распространяется и
на мать. Далее на отца и братьев и сестёр. Тут уже проявляется
ревность к тем, кто уводит или захватывает источник, и возбуждается
жадность – при встрече «взять побольше».
Но что же делать с тревогой, что из-за зависти любимый объект
может разрушиться? Как разобраться с виной и компенсировать ущерб,
принесенный матери? Малыш включает доступные ему ранние защиты:
всемогущество – что он прекрасно совсем справляется и держит всё
под контролем; отрицание – что он не может причинить какой либо
вред, и он к зависти не имеет отношения; расщепление – он отщепляет
свою разрушительную зависть и знать её не желает, отправляя в
глубины бессознательного. Она может проявляться в ком угодно, где
угодно, но только не у него.  
А как же взрослый человек защищается от собственной зависти?
Может обесценивать желаемый объект. Зачем он ему нужен, если он не
имеет никакой ценности? «Что я в нём увидел, не пойму», «Да, хороша
вещица, но…».
Или обесценивать себя, свои творческие ресурсы, а в некоторых
случаях их просто не развивать, чтобы не навредить значимому лицу.
Например, не вступать в конкуренцию с близким человеком, страшась
его тем самым разрушить. На самом деле боятся собственного
проигрыша и осознавания зависти к нему. Зависть может
трансформироваться в восхищение умениями и талантами родного
человека, или других людей.
Следующий способ, которым человек избавляет себя от зависти
это присваивать другому все лучшие свойства и считать, что это его
собственность. Но минус в этом – ненасытная жадность поглощения,
хороших, прикрепленных качеств, что может пугать партнёра и влиять
на отношения.
Кто-то побуждает зависть к себе через свои достижения, и тем
самым пытается избежать собственной зависти к другим. Но это
включает подозрительность и чувство вины перед близкими людьми за
свою успешность. Тут зависть, которая была изгнана путем
расщепления, возвращается в виде проекции и становится
преследующей. Завистливые люди, ой как ужасны, еще и сглазить
могут. Это усиливает зависть к людям, которые могут получать
удовольствие от признания.
Еще один способ это выражать безразличие. Уходить от общения с
людьми, показывая свою независимость. Подавляя свои чувства,
человек освобождает себя от переживания того, что у других есть то,
что ему интересно.
И как же быть с этим чувством, которое причиняет столько
дискомфорта и лишает возможностей? В гештальт-терапии есть одна
техника работы с проекциями. А так как зависть чистой воды проекция
то можно пробовать её использовать. Она очень проста в выполнении.
Если человек говорит кому-то: «Ты завистлив», то когда он
произносит эту же фразу в первом лице, «Я завистлив», узнаёт о себе
чуть больше. В будущем он может постепенно принять завистливые
чувства, которые не несут на данный момент никому угрозы, а только
ему. Окружающие страдают, да и сам человек, по причине отказа от
своих чувств.
И закончу я вырезкой из той же книги Мелани Кляйн, с которой
начинал:

«Герберт Розенфельд описал особый метод работы в ситуации, когда
отщепленные части личности, включая особенно завистливые и
деструктивные, сводятся вместе, и пациент с аналитиком
предпринимают шаги по их интеграции. Он показал, что действие
вовне, в той мере, в какой оно используется для избегания
интеграции, становится защитой от тревог, вызванных принятием
завистливой части себя»