ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЫДА – Психология о А до Я

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЫДА

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЫДА


Герой фильма «Стыд» (2011, реж. Стив МакКуин) Брендан —
холостяк чуть за тридцать, у которого в жизни нет ничего, кроме
успешной работы и беспорядочного секса. Он сексоголик.
Брендан бежит от жизни, эмоциональных привязанностей и боли,
которую они могут принести. Он всё время в поиске острых ощущений,
которые его из опостылевшего настоящего хотя бы на время изымут.
Примечательно, что для этого он выбирает не наркотики, а такую
жизнеутверждающую по своей природе вещь, как секс. Но без любви или
даже хотя бы минимальной эмоциональной связи секс тоже становится
разрушительным, как и любые зависимости. 

Тотальное одиночество героя подчеркивается и выхолощенной
аскетичной обстановкой его квартиры, которую он очень бережет, и
куда, как свежий ветер, однажды врывается его сестра. Брендан
испытывает сильнейший стресс уже просто от присутствия рядом живого
человека, со своими эмоциональными потребностями и привычками. «Ты
загнала меня в ловушку! Что тебе от меня нужно?» — со злостью
спрашивает он сестру, когда она всего лишь проявляет к нему
родственные чувства и пытается вызвать ответные. 

В фильме ничего не говорится о том, как герои росли и
воспитывались, но интересно, что в одной и той же семье выросли в
итоге контрзависимый и созависимый. Брендан бежит от
привязанностей: самый долгий роман, по его словам, у него длился
всего 4 месяца, а случайные связи — обычное дело. В то время как
его сестра несколько раз пыталась покончить с собой из-за
несчастной любви. 

При взгляде на них обоих невольно хочется отметить: она живая, он
мертвый. Она действует импульсивно, делает глупости и ошибается, но
у нее есть сердце. Он же всё время на поводу у своих сексуальных
импульсов, но ничего по этому поводу не чувствует, будучи просто
оболочкой от человека. И он точно так же воспринимает и других
людей, считая, что отношения с одним и тем же партнером — это
неинтересно и бесперспективно. Людей он воспринимает чисто
утилитарно, как калейдоскоп образов, которые должны на короткое
время (пока длится секс) отвлечь его от ощущения собственного
одиночества, чтобы потом снова кануть в небытие, откуда и
пришли. 

«Жить в настоящем скучно», — говорит Брендан девушке, к которой
испытывает искреннюю симпатию и от которой по этой же причине
неожиданно вынужден отказаться: пробуждающаяся нежность повергает
его в отчаяние. Чем меньше его связывает с женщиной, тем
лучше. 

Герой беспокоится за сестру, видя, как та переживает разрыв с
любимым мужчиной, но гонит от себя эти чувства, не позволяя
вовлекаться и не подпуская никого к себе. Пытаясь убежать от себя и
переживаний, которые вдруг проклюнулись у него в связи с приездом
сестры, Брендан буквально загоняет себя физически, провоцирует
драки, ходит по злачным местам в надежде потеряться и
исчезнуть. 

В какой-то момент герой как будто понимает, что с ним что-то не
так, и решает бороться со своей разрушительной тягой к сексу. Но
финал открыт: в метро Брендан уже не в первый раз встречает
понравившуюся ему женщину с обручальным кольцом на пальце, и в
конце она бросает на него недвусмысленный взгляд, как бы приглашая
следовать за собой. Пойдет ли герой навстречу искушению или решит
навсегда изменить свою жизнь?

 
В общем, «Стыд» — это очень важный фильм о пустоте и
одиночестве, любви и способах ее [не]выражения, когда от
традиционных ценностей отказался, а собственной формулы счастья не
вывел. И секс без любви (а другого-то нет!) становится уже даже не
времяпрепровождением, а пыткой.