Обыкновенный садизм, или Чудовищное изобретение маркиза де Сада – Психология о А до Я

Обыкновенный садизм, или Чудовищное "изобретение" маркиза де Сада

Обыкновенный садизм, или Чудовищное


В психологическом словаре садизм описывается, как
“половое извращение, впервые описанное в романах французского
писателя-философа XVIII столетия маркиза де Сада”. Причиняя
физические мучения другому человеку, садист получает
удовлетворение. Обладая богатым воображением, проповедник
абсолютной свободы де Сад вошел в историю психопатологии как
родоначальник садизма. На чем зиждется механизм
жестокости?
 
Философские
размышления де Сада фактически представляют собой учебное пособие
по извращениям. Попробуем понять психологию рождения жестокости у
молодого и перспективного человека – Донасьена-Альфонса-Франсуа де
Сада.
Что удивительно, этот человек не совершил ни одного убийства в
своей жизни. Все описанные им ужасы насилия были всего-навсего
игрой его воображения, фантазией.
Маркиз де Сад родился в семье графа и фрейлины принцессы Конде
в 1740 году. Он воспитывался слугами и был лишен родительского
внимания. По этой причине через некоторое время получил репутацию
самого непослушного ребенка.
Будучи взрослым писателем, маркиз напишет о своем детстве
такую фразу: “Мне казалось, что все должно было подчиняться мне и
моим прихотям!”
Несмотря на плохое поведение в детстве, де Сад не стал трудным
подростком. Его главным отличием от остальных детей было, казалось
бы, невинное желание кого-нибудь высечь или… чтобы высекли
его.
После окончания школы иезуитов де Сад поступил в кавалерийское
училище. Позже ему было присвоено звание младшего лейтенанта
королевского пехотного полка. Маркиз принимал активное участие в
сражениях Семилетней войны и получил сначала звание корнета
карабинеров, а потом звание капитана кавалерии Бургонского
полка.
Уйдя в отставку Маркиз де Сад, с благословения Людовика XV и
королевы, сочетался законным браком с дочерью президента налоговой
палаты. Казалось бы, что нужно еще человеку, которому
покровительствует королевская семья? Но с этого момента и началась
история падения маркиза де Сада.
 
Как и всякий офицер того времени, маркиз имел огромное
количество любовниц и все свободное время проводил в борделях, где
за хорошие деньги реализовывал свои тайные садомазохистические
фантазии. Подобное поведение было нормальным для молодого
аристократа и совершенно не мешало ни его карьере, ни
женитьбе.
 
Помимо распутства маркиз был еще и философом, взгляды которого
совпадали с взглядами Кондильяка, Ла Метрии, Гольбаха. Эти философы
рассматривали Бога как одно из самых сильных человеческих
заблуждений, а маркиз де Сад еще и старался в этом всех
убедить.
Маркиз был арестован в первый раз, за скандальное поведение в
борделе: он потратил целую ночь на то, чтобы переубедить молодую
проститутку в правильности своих взглядов на религию. Король
продержал де Сада под арестом две недели, после чего ему разрешили
вернуться в одно из своих имений в деревне.
Через пять лет маркиз снова привлек внимание к своей персоне.
Он заманил в свой дом нищенку, связал и высек ее. После этого
скандала, ему пришлось опять возвратиться в деревню.
Спустя еще три года маркиз устроил оргию с развратными
действиями, содомом и поркой в Марселе. По поводу этого скандала
было открыто полицейское расследование под названием “Марсельское
дело”. Если верить полицейскому протоколу, то маркиз предавался
предосудительным занятиям: угощал девушек возбуждающими конфетами,
предлагал им заняться нетрадиционным сексом, активной и пассивной
флагелляцией (высечь плеткой).
Маркиз
де Сад вовремя успел убежать из Марселя, так как ему был вынесен
жесткий приговор: “Отрубить голову, тело сжечь, а прах – развеять
по ветру”. Теща де Сада, чтобы избежать позора в обществе, добилась
разрешения на арест зятя.
Но после четырех месяцев заключения жена устроила ему побег, и
маркиз снова оказался на свободе. Он в течение года жил в родовом
замке Лакост, соблюдая осторожность, но не переставая предаваться
любимому занятию – совращению служанок, пока не разразился новый
скандал.
 
Узнав, что маркиз втянул в свои оргии даже жену – маркизу де
Сад, теща добилась нового ареста. На этот раз де Сад провел в
тюрьме 13 лет. Это заключение превратило испорченного аристократа в
философа и писателя. Он стал автором многих нашумевших
произведений: “Диалог священника с умирающим”, “Диалог”, “120 дней
Содома”, “Жюстин, или Злоключения добродетели” и других.
 
Ко времени Французской революции (1789 год) маркизом было
написано 15 книг. Философия де Сада стала извращенной версией
эволюционной теории Дарвина – он тоже считал, что выживает наиболее
приспособленный вид. Революция дала маркизу долгожданную свободу, а
он в свою очередь выпустил новый роман “Философия в будуаре”.
Современники маркиза не скоро поняли, что писатель не
критикует общественные пороки, а даже наоборот создает новые и
подробно описывает их. В 1801 году маркиз де Сад был арестован за
распространение порнографических произведений и 14 лет провел в
психиатрической лечебнице, где в 1814 году в возрасте 74 лет и
умер.
 
Донасьен-Альфонс-Франсуа де Сад оказал своеобразное
воздействие на историю развития литературы. До него порнография в
художественных произведениях вообще отсутствовала. А в психиатрии и
психологии он является ярким примером психопатологической личности
с садомазохистскими чертами. К тому же с некоторых пор в
сексопатологии агрессивные наклонности, которые относятся к половым
перверзиям (извращениям), называются синдромом де Сада.