Мы выбираем, нас выбирают… – Психология о А до Я

Мы выбираем, нас выбирают…

Мы выбираем, нас выбирают...

90% выборов мы делаем автоматически и не нагружаем их никакими
дополнительными смыслами. И хорошо, что так, иначе наша жизнь была
бы просто парализована постоянными размышлениями о качестве
различных вариантов и альтернатив.
Я же хочу поговорить об оставшихся выборах, с которыми нам не
просто. Предполагаю, что к моменту выбора вы подходите в ситуации
конфликта желаний (потребностей) или конфликта “хочу” и
“надо”.
И на мой взгляд, отягощается процесс выбора несколькими
вещами: ответственность, горевание о неслучившемся, прогнозирование
результата и оценка.
На самом деле, разделение этих аспектов искуственно, но так
удобнее.
Итак, начинается все с точки, в которой я обнаруживаю две или
больше примерно равных по качеству альтернатив. Как правило, обе
они имеют плюсы и минусы. Обе чем-то меня не устраивают. Если бы
было не так, проблемы бы не было. Ибо полностью устраивающие нас
альтернативы мы выбираем автоматически. А тут получается этакий
выбор “из двух зол”. 
Как правило, первое, что мы делаем, мы пытаемся заглянуть в будущее
и предсказать последствия каждого из вариантов. Хорошо, если на
нашем пути стоит большой придорожный камень, на котором ясно
написано “направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову
с плеч”. Но, как правило, такого придорожного камня нет и
действовать приходится на свой страх и риск. Взвешивать плюсы и
минусы. И в этой точке есть много простора для тревоги. Тревога –
это переживание, в той или иной степени свойственное каждому.
Переживание, которое одновременно и наполнено и усиливается
образами будущего. Тут важно не разгоняться. Удерживать себя от
обобщений типа “все”, “всегда”, “никогда”, “ничего”. Ну то есть,
если я выбираю сегодня написать эту статью или отдохнуть, я выбираю
между альтернативой иметь к вечеру готовый текст или не иметь его.
Чувствовать себя отдохнувшей или немного утомленной. Но если я буду
выбирать между “никогда” и “всегда”, картина будет совершенно иная:
я буду выбирать между альтернативой никогда не написать этот текст
и не поделиться с вами своими размышлениями и альтернативой быть
снова лентяйкой, которой меня всегда называла мама. Тут и
открывается простор для разгула тревоги и разных других чувств,
связанных с мамой. Если я буду выбирать, опираясь на них, есть
риск, что я буду писать текст уже не чтобы поделиться с вами своими
мыслями, а из страха похоронить их или из желания что-то доказать в
очередной раз маме, которая, к слову, и не знает о моих муках
выбора. Опоры такие основания для выбора дают немного и уводят меня
от актуального желания – собрать мои размышления в одну статью и
опубликовать их.
После этого наступает этап сверки с окружающей реальностью и своими
ценностями. Как тут принято. Как мне важно. Принято ли в моем
окружении делиться своими мыслями или скорее принято молча читать
других. Достаточно ли у меня самоподдержки, чтобы пойти против
правил и стоит ли это делать.
Затем, когда я справилась с тревогой и соотнеслась с ценностями,
наступает этап отказа от одной из альтернатив. В моем примере, я
отказываюсь от того, чтобы часок поваляться на диване и почитать
фейсбучек. И, как ни банально, этот отказ требует к себе внимания.
Тут немного грусти. О том, что тело мое не будет чувствовать
комфорт от лежания и о том, что я пропущу что-то интересное в
новостях моих друзей. Возможно, интересную статью или чей-то
праздник. Этой грусти важно дать место. Но и не утопать в ней. Ибо,
если эта грусть сильна, она вернет меня в начало: туда где две
альтернативы. Если мне важно следовать уже принятому решению,
грусть мою, как и тревогу, мне нужно держать в рамках. Если мне
важнее следовать за своими спонтанными импульсами, я могу отдаться
грусти и даже перевыбрать в этот момент. Потому что сила
переживания может показать как сильна моя потребность в
отдыхе. 
Но, судя по тому, что текст я пишу дальше, я справилась с грустью и
перехожу к следующему этапу: ответственность.
На пути к реализации своего решения, я сталкиваюсь с разными
моментами: мне трудно подобрать какое-то слово, мое тело устает
сидеть и писать в одной позе, кому-то из вас, наконец, может не
понравиться результат и вы можете оставить едкий комментарий под
этой записью, – все это эпизоды, с которыми мне придется
встретиться, когда я решаю написать и поделиться с вами этим
текстом. Если я принимаю на себя эту ответственность, я встречаюсь
с каждым из последствий и что-то делаю в этой точке (меняю позу,
веду диалог с комментатором), но не возвращаюсь к точке выбора в
своем воображении: “ах, зачем я решила написать эту чушь, лучше бы
лежала тупила в фейсбучек”. Если я так делаю, это сигнал о том, что
ответственность я на себя не беру. А никак не о том, что я сделала
не правильный выбор. Так же такая ситуация может сообщить мне, что
я неверно опознала потребность, которая гонит меня писать об этом.
Например, я могу обнаружить, что хотела признания, а не едких
комментариев. И снова ответственностью будет, если я что-то сделаю
для того, чтобы получить признание, а не буду возвращаться в
прошлое. Тем более, что перевыбрать уже нельзя.
Очень близко к ответственности стоит этап оценки верности своего
выбора. Я считаю, что этот этап возможен только сейчас. Хотя
многие, я знаю, пытаются реализовать его сразу после тревоги. Там
это будет скорее сверка с внешней реальностью. 
Внутренняя же оценка правильности выбора – абсолютно субъективная
единица, напрямую связанная с удовлетворением. Если мне удалось
пройти все описанные этапы и пережить неприятные чувства, связанные
с ними, то я скорее всего чувствую удовлетворение и оцениваю свой
выбор как правильный. А вот если статья не получилась и я час
промучилась над подбором слов и смыслов, потратила время но не
получила цельного текста, я могу чувствовать неудовлетворенность и
тут возможны варианты. Я могу оценить свой выбор как верный “я
попробовала и могу дальше править этот текст” и как неверный “лучше
бы я почитала фейсбучек”. Хотя последнее напрямую связано с
ответственностью за сделанный выбор и отправляет нас к сказанному
выше. 
Может показаться, что прохождение всех описанных этапов, вам
гарантирует удовлетворение в конце. Это не так. Вы можете также
испытать разочарование результатом. Но это совсем другая история,
не имеющая отношения к процессу выбора.