Большая маленькая ложь. З причины, по которым вы оказались в созависимых отношениях. – Психология о А до Я

Большая маленькая ложь. З причины, по которым вы оказались в созависимых отношениях.

Большая маленькая ложь. З причины, по которым вы оказались в созависимых отношениях.


Консультация закончилась. Час пролетел незаметно. Женственная,
элегантная, с уверенной походкой и голосом. Ничто в её тщательно
подобранном образе не выдает то, чем она смогла поделиться только в
этом кабинете.
 
«Он во всём меня контролирует», «Я бросила карьеру, чтобы
посвятить себя семье», «Да, у него сложный характер», «Если он не в
настроении, он может меня оскорбить, назвать последними словами»,
«Я уже привыкла к его контролю, ревности», «Временами я боюсь
его».
 
Я часто слышу подобные истории и каждый раз ловлю себя на
недоумении, смешанном с болью. Как такая умная,
красивая женщина может позволить, чтобы с ней обращались подобным
образом? Почему она попала в созависимые отношения?
 
Эту тему как раз затрагивает новый драматический сериал
«Большая маленькая ложь». Вместе с детективным сюжетом мы наблюдаем
историю пяти семей. Поначалу их жизнь кажется безоблачной и
идеальной. Детали появятся позже. На примере Селесты (её сыграла
Николь Кидман), я хочу показать, что происходит в созависимых
отношениях.
 
Пляж, мягкий закат. Жизнерадостная мама веселится со своими
детьми — белокурыми близнецами. Она их фотографирует, а они
хохочут. Мальчишкам становится ещё веселее, когда они видят, как
издалека приближается их папа — красивый уверенный мужчина. Ещё
секунда, и он обнимает свою любимую женщину и страстно целует её.
Ощущение, что в этот момент все купаются в счастье.
 
В другой момент мы видим Селесту в ванной комнате, она лежит
на полу, скорчившись от боли. Чуть позже она замажет синяки,
подберет подходящую одежду, ослепительно улыбнется мужу и снова
станет той красавицей, идеальной женой и мамой, которой завидует
весь городок.
 
И страстный до жёсткости секс, где оба плачут, Пэрри просит
прощения и клянется, что это больше не повторится. Коктейль из
боли, злости и безумном страхе потерять друг друга.
 
Три ловушки для Золушки 

 
1) Слабая или нарушенная опора на
себя


Крепко стоять на ногах — это не только осознавать кто я, чего я
хочу, но также и способность защитить свои границы.
До замужества Селеста вела свою адвокатскую практику, но теперь ей
пришлось забыть о своих желаниях и посвятить себя семье. Временами
она пробует вернуться к карьере, но сверх-заботливый муж не
одобряет этого.
И если внешне героиня выглядит уверенной, сексуальной, в общении с
подругами порой её глаза выдают потерянность, страх, хрупкость.
На
этом фоне партнёр с его уверенностью, надежностью создаёт ложное
ощущение безопасности. Опора есть, но она в чужих руках. И именно
это опасно. Один и тот же мужчина сначала очаровывает своей
любовью, заботой, а потом из Спасателя вдруг превращается в
Преследователя.
 
2) Поврежденная интуиция 

О ней очень хорошо пишет юнгианский психоаналитик Кларисса Пинкола
Эстес в своей книге «Бегущая с волками». Интуиция — это прежде
всего умение быстро распознавать опасность, безошибочно различать,
где «свой», а где «чужой».
Мы не знаем, как начинались отношения Селесты и Пэрри. Скорее
всего, в них были горы подарков, страсти и ухаживаний со стороны
мужа. Он казался идеальным, отношения развивались стремительно и
уровень адреналина зашкаливал.
И, возможно, это могло предостеречь героиню, но её интуиция
молчала, и ловушка захлопнулась. Почему? В том числе и потому, что
многих из нас с детства научили соответствовать чужим ожиданиям.
Быть для других, а о себе забыть. Так связь с дикой внутренней
природой окончательно обрывается.


 «Эта усвоенная смолоду наука «быть паинькой» заставляет
женщин идти наперекор собственной интуиции. В этом смысле их, по
существу, умышленно учат уступать хищнику. Представьте, что волчица
учит своего детёныша «быть паинькой» при встрече со злобным хорьком
или коварной гремучей змеей.»
 (Кларисса П.Эстес).
 
3) Красивый фасад

В сериале именно Селеста вызывает у соседей зависть. Успешный
влюблённый муж, очаровательные близнецы, роскошный дом на берегу
моря. Именно на этот эффект рассчитывает героиня. Ей жизненно важно
производить такое впечатление на окружающих. А то, что физические и
душевные раны приходится зализывать в одиночку.. Стоит ли платить
так высоко за этот фасад? В реальности это очень уязвимое и трудное
место. Дело не только в самооценке, которая зависит от внешних
достижений.
 
Стыд, страх одиночества, страх осуждения, чувство
беспомощности, слепая вера в перемены, финансовая независимость,
неверие в свои силы, желание сохранить семью любой ценой ради детей
— вот те самые якоря, которые прочно держат и не дают женщине
сдвинуться с места.
 
Вырваться из капкана
 
«Беги без оглядки!» — чаще всего мы слышим именно этот совет в
такой ситуации. На мой взгляд, это всё равно, что забрать у
инвалида его коляску и предложить идти. Если бы убежать было так
просто, женщина бы давно уже это сделала. Дело не только в
отсутствии сил, а в том, что чем глубже созависимость, тем сильнее
эмоциональная привязанность.
 
Партнёр здесь наркотик, а значит никуда не деться от «ломки»
(синдрома отмены). Исследования показывают, что в
ситуациях, когда обидчик попадал в тюрьму за физическое насилие, у
женщин возрастал уровень депрессии, тревожных, психосоматических
расстройств.
 Ученые считают, что этот механизм схож с
механизмом посттравматического стрессового расстройства.
 
Что делать, если вы узнали себя в героине
фильма?
Четыре направления, которые помогают выйти из
созависимости

 
1. Вернитесь к себе. К своим
ощущениям, интересам, мыслям. Любое занятие, которое вам позволит
заново ощутить себя. Созависимые отношения построены на слиянии,
все — общее и ничьё одновременно. Начните заново знакомиться с
собой. Посмотреть новый фильм в одиночку, сходить на недавно
открывшуюся выставку, попробовать новую пищу, решиться на необычное
хобби. Маленькие эксперименты, которые разбудят интуицию и ваши
личные границы.
2. Найдите ту потребность, за которую вы заплатили
столь высокую цену.
 То, что вы получаете или
получали от партнёра, несмотря на все «плохо». Потребность в любви,
принятии, заботе, признании, ощущение себя ценной, значимой.
Спросите себя «Как я чувствовала себя в начале отношений? Что я
тогда сполна получала от своего мужчины?».
 
3. Разберитесь с Внутренним
Хищником. 
Как замечает Кларисса П.Эстес, у
женщин с токсичными отношениями сильно «откормлена» часть, которая
изнутри разрушает начинания, обесценивает, критикует любые движения
души. Замечайте и пресекайте такие попытки и заменяйте их на
бережность и заботу к себе.
 
4.Создайте поддерживающее
окружение.
 Пусть это будут 1-2 близкие подруги
или только психолог, очень важно найти тех, с кем можно не
побояться снять маску «идеальной» жены и мамы и быть самой собой,
без прикрас.
Созависимые отношения — это клетка, которая когда-то привлекла
своей красотой, но на деле оказалась тюрьмой. В завершающих кадрах
«Большой маленькой лжи» Селеста начинает новую жизнь. Неизвестно,
случилась бы она, если бы не трагическая развязка..
 
Если сейчас вы чувствуете, что предел терпения, боли
заканчивается,
не бегите сломя голову. Прежде чем распахнуть клетку, узнайте, как
вы там оказались? Нарастите силу, разбудите интуицию, запаситесь
новым окружением, а дальше придётся выбрать. Мои отношения или
Я?
 
Сериал “Большая маленькая ложь” (“Big little Lies”), HBO,
2017г. по одноименному роману Лианы Мориарти.
Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками. Изд-во София,
2005г.